А все потому, что "Бэтмен против Супермена" - это не фильм.
Обратите, кстати, внимание, и на другие новинки кинотеатров на сайте Кинокрад. Приятного просмотра!
Это разжиревший трейлер к "Лиги справедливости". Это двухчасовые видео-обои для рабочего стола. Это парад просранных возможностей. Что угодно, но не фильм.
Темное пятно на ковре
Пора уже признать Зак Снайдер хоть и мастер впечатляющего визуала, каждый кадр которого смело можно ставить в рамочку, не умеет внятно рассказать историю. "300" и "Стражи" пришли именно к тому, что режиссер просто не трогал первоисточник и тщательно следовал его букве: сами комиксы уже служили раскадровкой лент, а реплики перекочевывали тоже чуть-ли не буквально. Не испортить уже готовое произведение - задача значительно легче, чем самостоятельно слепить из кучи ярких сцен и образов складную историю.Месиво - слово несколько неприятное, но именно оно лучше всего характеризует "Бэтмена против Супермена". Хаотично разбросаны сцены, беспощадно обрезанные персонажи и вагон сценарных несуразностей прячет под собой горстки чего-то глубокого и прекрасного, как Саша Грей. Чего там, "БПС" даже заспойлерены невозможно, потому что как бы ни хотелось противодействовать сетевым критикам, в трейлерах действительно показан фактически весь фильм. Впрочем, оставим пока печальное, ведь в новой работе Снайдера присутствует настоящее чудо, за которое можно сквозь пальцы смотреть на другие недостатки.
Бэтмен. Лучший Бэтмен в истории кино (хотя и в далеко не лучшем костюме).
Аффлек безусловно божит. Как и в Дэдпуле-Рейнольдсе, желание воплотить персонажа и любовь к нему настолько сильны, что ты втискиваешься в кресло от увиденного. Даже без голоса Кевина Конроя, Бен Аффлек является образцовым воплощением Летучей мыши. Не просто детектив или борец с преступностью - настоящий Темный Рыцарь, каждая поза, слово и выражение лица которого излучает невероятную, сверхчеловеческую мощь. Он познал горечь утраты родителей и приемного сына, разочарован ничтожностью своего крестового похода и уже устал быть излишне снисходительным к тем, с кем борется - и все же не может отступить, не может быть в стороне.
И как Аффлек стал ультимативным Бэтменом, так и Джереми Айронс изобразил соответствующего Альфреда - человека, давно заменившего отца для Брюса, став личным врачом, инженером и полноценным боевым товарищем. Такой Альфред не способен быть просто прислугой, пусть и с расширенными полномочиями. Он держится с Брюсом-Бэтменом на равных, быть едким и саркастичным, где нужно - как свой в доску мужик, а не ряженый домоуправитель. Эта парочка просто заставляет стекать слюной в ожидании отдельного фильма о Бэтмене. Тем более, что после этого горького опыта Аффлек-режиссер безусловно пытаться выложиться на полную.
В общем, крутых моментов в "Бэтмене против Супермена" хватает. Вот только одна беда - нам не дают ими насладиться. Мечтаешь, чтобы острые перепалки Альфреда и Брюса продолжались дольше, чтобы дали больше времени познакомиться с Дианой - а дудки, карнавал не ждет! Посмотрел несколько секунд на персонажа или сценку - все, хватит, жди новых фильмов. Неоднократно ловишь себя на мысли, что та или иная сцена является огрызком значительного длительного и лучшего фрагмента. И вообще, что "Бэтмен против Супермена" - это пестрое лоскутное одеяло, сшитое из отдельных лент. Сразу на ум приходит «Ведьмак» - вполне даже приличный сериал, который по чьему велению нарезали в гнусный "фильм".
Все в проигрыше
Впрочем, осознание масштабов катастрофы наступает далеко не сразу. Сначала Зак Снайдер и Циммер радуют наши глаза и уши сценой, которую за долгие годы нам показывали не раз - смерть супруги Уэйн. Казалось бы, сколько можно, все давно по горло сыты бетменовскою origin story - и визионер Снайдер мало того что делает из нее заставку на стартовые титры (а не функциональную сцену), так и наполняет ее поразительной красотой. И все бы замечательно, если бы не одна ужасная деталь - но о ней позже.Еще больше надежды подарила и битва Супермена и Зода, поданная с точки зрения Брюса Уэйна. Этим действительно нужным, важным и тонко сделанным фрагментом Снайдер наверстал то, за что шпыняли "Человека из стали" - показал-таки ужас простых смертных, которые становятся свидетелями и одновременно жертвами поединка богов. Их мир, привычный уклад жизней разрушается, пока двое инопланетян лечат друг другу ребра - для человечества это и стало переломной точкой в восприятии Супермена. Для Брюса Уэйна так же - после этой сцены он получил достаточно мотивации для заглавного противостояния.
С этого момента "Бэтмен против Супермена" мог стать совсем другой, безусловно, лучше лентой. Стоило только дать конфликту разгореться естественным путем, а не вводить Лекс Лютор с его последней корявой линией. Поссорить героев просто для того, чтобы поссорить, а затем дать им основания помириться - вот как выглядит позиция Лекса. Вроде этого абсурда мало, так его зловещий план настолько запутанный и сложный, хочется воскликнуть: "На черта тебе это? Эти двое и так готовы растерзать друг друга, стой себе со стороны и наслаждайся". Возможно, где-то и есть в Лексе адекватная мотивация, но она осталась в черновой, а не изрезанной ножницами версии фильма - на выходе ему дали слишком мало времени на раскрытие. Впрочем, не только ему.
После можно только загибать пальцы на моментах, которые можно было бы вырезать в пользу важных сюжетных линий. Вот скажем, Диана. Она присутствует в фильме только потому, что ее следовало эффектно показать и сделать ее соучредителем Лиги Справедливости. Однако ценности для ключевой истории она не несет. Так же и Думсдей - это лишь основание нашим героям побрататься, а зрителям - увидеть традиционную финальную битву. Видение Брюса, камео других членов Лиги, даже линию Лекса можно было выбросить, пустив освобожденный хронометраж на что-то целесообразнее.
Скажем, выбросить Лекса и Думса, а вместо этого больше времени посвятить Диане, которая "испытывает" обоих титульных героев. Выбросить Диану и видения, и показать Лекса, для которого борьба с Суперменом становится навязчивой идеей, что он решается на создание Думсдея. Не в применении, а именно создании - и не просто манипуляциями с ДНК, а каноническими методами: постоянным убийствами и воскрешениями какого-то бедняги, которому вживили чужие гены. Пусть Думсдей в принципе очень резко контрастирует с половиной фильма, можно сцену "убить-воскресить-повторить" компенсировать бы всю сполна. Ну и на крайняк можно было бы вообще срезать все посторонние линии, посвятив фильм сугубо борьбе Бэтмена против Супермена.
О, собственно, Брюса видения. Заметьте, не просто сны, не бред, а именно видения. Пусть Бэтмен там роскошно надирает зады, эти фрагменты - злейшие тизеры событий будущих фильмов. В частности, появления дарксайда, которого достаточно неуклюже суют под нос нам несколько раз (это без учета уже зажженной дополнительной сцены с Лексом). Так же неуклюже знакомят нас с троицей других супергероев, надоедливое "меся" с Суперменом. В какой-то момент снова едва не вопишь: "Ладно, аллюзии на Христа, дарксайд, переклички с 11 сентября, снова дарксайд, снова христианство... Я понял уже! Может, хватит, и посмотрим кино? "
Это закладка фундамента для будущих фильмов и целого кинематографической вселенной DC - это один бич "Бэтмена против Супермена". Вождям Warner Bros. захотелось в пределах одного фильма сделать то, для чего марвелов понадобилось бы пол-десятка лент. И получили мы не сиквел "Человека из стали", не отдельный фильм, а буквально двухчасовой трейлер к "Лиге справедливости", которого фан-сервис интересует больше, чем кинематографическая история.
Впрочем, худшим оказалось даже не это.
Последний гвоздь
В заставке с убийством родителей Брюса один едва заметный, но очень важный момент: Томас Уэйн решил ударить грабителя, дать ему отпор. Это, будем честными, посылает к черту саму основу Бэтмена. Именно желание уберечь семью, а значит и отсутствие сопротивления со стороны Томаса Уэйна стали одним из ключевых факторов в формировании личности Брюса-Бэтмена. Перекрой эту безделушку - и все, Темный Рыцарь, борец с преступностью, может отправиться на свалку, уступив место какому-то кровавому мстителю (карателей, привет).И если приведенная сцена только посеяла сомнение, то то, как Снайдер изображает собственно противостояние Бэтмена против Супермена, окончательно убеждает: Зак банально не понимает того материала, с которым работает. Не понимает, что сделало из титульных героев (и остальных персонажей) настолько важных фигур поп-культуры, персонажей новейшей мифологии человечества.
Бой Бэтмена против Супермена, каким бы красивым он ни был и как бы не приближался к рисунку Фрэнка Миллера в The Dark Knight returns - это всего лишь драка. Тогда как у Миллера сражались не мешки плоти и костей, а идеологии. Одиссей в очередной своей инкарнации, закованный в металлическую броню, становился на поединок с богом и побеждал - благодаря своей сообразительности, силе духа. Он готов был идти на что угодно, чтобы получить гору здесь и сейчас, потому что пусть он смертный, пусть второй раз ему не достичь победы, но в этот момент он был готов совершить невозможное и поставить небожителя на место.
Поэтому и комикс Миллера стал классикой - его Бэтмен и Супермен дрались, потому расхождение их мировоззрений не оставляла им иного выбора. Снайдер мог бы обратить это противостояние таким же образом, наращивая напряжение перед финальным поединком - все удалось ему зародить неприязнь между персонажами. Но здесь гоп! - Влетает Лекс со своим планом и начисто лишает героев идеологической подоплеки их борьбы. Здесь даже не получится насладиться разумному замечанию со стороны авторов фильма, матерей Бэтмена и Супермена зовут одинаково. Не получится, потому что этой красивой, но бессмысленной драке Снайдер вставил вкусную пощечину безупречному Бэтмену, в конец отупив своего Супермена (заметьте, как мало о нем упомянуто в этом тексте - рассказывать по сути ничего) и забил длинного гвоздя в крышку гроба как этой ленты, так и своей репутации экранизатора комиксов.
Уже не имеет значения, кто виноват в появлении конечной версии фильма - Снайдер с Ноланом, Дэвид Гоер или управленцы Warner Brothers. Сути это не изменит, так же как и дополнительных полчаса режиссерской версии не сможет превратить мешанину "обо всем на свете" на складной рассказ.
Громкий успех "Дэдпула" - не в последнюю очередь является его самодостаточность. Там никто не ставил на первый план разложения ружей для многочисленных сиквелов, а не упивался созданием новой вселенной или скрупулезным вплетением в уже существующий. Вот вам целостная, полноценная история - а разные гиковости идут уже бонусом.
Так же и "Бэтмен против Супермена" был бы значительно лучшим, если бы таки рассказал историю о поединке Летучей мыши. Или исключительно о закладке основ Лиги Справедливости. Или о борьбе Супермена с Думсдеем или Лекс Лютором (отдельно). Или о шведской семье Бэтмена, Супермена и Чудо-Женщины. Какую-то одну историю, а не их неупорядоченный набор.
Впрочем, как ни странно, крошки крутизны, увиденные в фильме, способны подарить удовольствие. Фрагменты интересного мира и привлекательных персонажей пробуждают желание ждать сольного "Бэтмена" от Аффлека, фильмы о Чудо-Женщине, Флэше и Аквамене. Порезанные и обснятые здесь, этим персонажам есть что показать в личных лентах. Даже "Лига Справедливости", если раньше раскроет всех героев и не распылится на фан-сервис, может изрядно удивить.
А вот о "Бэтмене против Супермена" стоит просто забыть...
Статья "Обзор фильма "Бэтмен против Супермена: Рассвет справедливости"", опубликованная 01.апр.2016 21:57, находится в категории Игровой раздел и имеет более 320 просмотров.